Мастерская

Литературная студия была образована
при Приморской писательской организации осенью 1978 года.
Руководил студией поэт Юрий Кашук.
В основу страницы легла подборка журнала "Рубеж" №3 1988 года.


Татьяна   ВАССУНИНА

Леонид   ВОЕВОДИН

Юрий    КАБАНКОВ

Юрий    КАШУК

Александр   КУЛИКОВ

Александр   ЛОБЫЧЕВ

Федор    МАКАРОВ

Раиса    МОРОЗ

Александр    РАДУШКЕВИЧ

Юрий    РУДИС


Татьяна    ВАССУНИНА

В киоске душном коланхоэ...
Приходи, заварим чай...
Под ветром съежились дома...
Ну, что ж, пока еще терпимо...


+ + +
В киоске душном коланхоэ
прижались к влажному стеклу.
Ты что-то думаешь о Хлое,
пиджак одернув за полу.

А дождь усилился, и брызги
уже летят со все сторон.
От тормозного вздрогнув визга,
ты важно потрусишь в вагон.

Замкнется сетка дождевая,
тепло желаньем заразит,
блестящий поручень трамвая
всех искаженно отразит.

Всех мерно вместе закачает,
сосед продвинется вперед.
И то же самое отчаянье
и здесь опять тебя найдет.

Ты выйдешь, завернешь в газету
"Портвейн" в отделе "Молоко".
А счастье?
Видно его нету.
А если есть, то далеко.

+ + +
                Л. Колесниковой

Приходи, заварим чай,
говорить с тобою станем
не о том, что сердце ранит,
а о том, что вот свеча

оплывает, тает лед,
и колышется портьера,
как из крана каплет мерно,
и какой на блюдце мед.

Мы достанем толстый том
и развертки иллюстраций
нам расскажут о палаццо
и о тех, кто жили в нем.

А потом, не знаю что
замолчать вдруг нам прикажет.
Станет тихо, так, что даже
слышно, как висит пальто.

И в ночи вдвоем одно
имя вспомним.
Дрогнет пламя.
И за все, что было с нами,
и за все, что будет с нами,
красное допьем вино.

+ + +
Под ветром съежились дома,
на подоконник снег наносит.
По времени глухая осень,
по сути – ранняя зима.

Как я люблю вот этот сбой
в скольженье месяцев по кругу.
И этот ритм, от легких стуков
переходящий в злобный вой.

Гляжу, как травы выжег пал,
как сквозь погасший лес продета,
возможно в часть иную света,
уходит черная тропа.

И незамерзшее окно
чуть замутилось от дыханья.
Ах, Боже мой, зачем нам знанья,
когда так все обнажено!

Летит последняя листва
чужого очищенья ради.,
как не вошедшие в тетради,
но все звучащие слова.

+ + +
Ну, что ж,
пока еще терпимо —
предсказан дождь, возможен снег.
И по ночам покуда мимо
проходит черный человек,
прищелкнув вечной зажигалкой.
Поет за выступом труба,
еще не перегнула палку
моя невечная судьба.

И ожидание не чуда,
а ощущения его,
еще живет и бьет посуду
в квадратах дома моего.
И мерно нарастают годы,
все с той же расстановкой сил,
и с той же мерой несвободы,
к какой себя приговорил.


Леонид   ВОЕВОДИН

Минус сорок
Верхи тополей задевая едва...
Ворон


Минус сорок

"Жену на валенки меняю,"—
на белом вывели стекле.
Последний пассажир в трамвае —
один, как лист в календаре.

Он спичку, словно бы от ветра,
ладонью силится прикрыть
и долго вертит сигарету,
пытаясь с фильтра прикурить.

И, в такт движению вагона,
по стылым поручням скользит
букет замерзших, удивленных
и неподаренных гвоздик.

+ + +
Верхи тополей задевая едва,
летучие мыши скользят.
Скрипит неуклюжий колодезный вал,
Как год или вечность назад.

И за полночь, в настежь раскрытом окне,
Горят маячки сигарет.
– Зачем ты, любимый вернулся ко мне?
– За прошлым.
– Его у нас нет.

Я знаю: от нашего леса – пустырь,
В овраге – сухой бересклет.
И падает в пыльный бурьян нетопырь,
Когтями срывает свой след.


Ворон

Старая грустная птица
В царстве куги и хвощей.
Черная ряса лоснится.
Трапеза.
Горка костей.

Грянул.
Летит на вершину,
Тяжко подъемля крыло...
Сладко ли есть мертвечину,
Делая ближним добро?


Юрий    КАБАНКОВ


На маневрах
Лицом на восток
Побережье
Душа живая приютилась кое-как...


На маневрах

1
Озимым холодком повеяло со стрельбищ.
И ныла тишина у леса между пальцев.

Утробою дождей обсасывая камни,
над нами моросила брезентовая осень.

Дороги – земноводны. Оглохшие стрекозы
беспомощно хлопочут у выжженных обочин,

где, охлаждая дизель, зимуют черепахи,
разумно озираясь на вымерших оленей.

Передовые спят, не сняв противогазов.
И в паровозных топках оцепенели звезды.

И дух речной воды на краешек колодца
присаживается и зажигает трубку…

2
Когда у неба виски ломило —
камни всплывали,
дышали рыбы;
сваи переплелись, как стебли;
некому было распутать сети.

Торпедоловы зажгли огни.
Море не знало, что мы – одни.

На берегу заревут моторы…
Чьим языком меловые горы
с нами как с равными говорят?

У вертолетов глаза горят.

Над горизонтом растает выхлоп…
Под бензобаком полно листвы.
Дизеля на время затихли, —
вымпелы ропщут,
ржавеют швы;
море гниет у раскрытых люков,
бродят сирены, полные звуков,
спирт зажигают во мгле кают,
спать не дают —
о доме поют.

Лучше бы вовсе не знать о доме!
Нефтехранилища жгут в содоме:
тело истлело,
фляги пусты,
тяжело покачнулся бакен;
волны лижутся, как собаки…
А Господь, обходя посты,
не заметил, как после смерти
мы – не ангелы и не черти -
по песку волокли паром
и рубили соль топором.

Лицом на восток

Постаревшие камни и те —
                                            лицом на восток,
где дожди перемешаны с глиной
                                                    и крут водосток,
переполняющий реки
                            и рисовые поля,
где дороги не могут встать —
                            так тяжела земля.
Даже камни и те —
                        всегда на восток лицом,
где волна,
            наливаясь тяжелым, как сон, свинцом,
налетев на буй,
                    разносит эскадру в клочья
и,
  раздирая веки,
                падает вниз лицом
и затихает...
И журавлиным клином
пороховая дымка тает над Сахалином;
и,
 переждав столетье ,—
                        покуда она растает, —
валуны врастают глухими корнями в землю.
И тогда —
        с трудом поднимают якорь со дна колодца,
и колодезный вал тяжело скрипит и вращает оком;
и плывет земля
                под ногою у краснофлотца;
и восходит солнце
                        над самым
                                        Владивостоком.

Побережье

1

Я еще поживу.
Пусть дожди беспросветно виснут на нитке суровой
над пустым побережьем,
над морем налипшим на мокрые стекла бинокля.
Поколение раковин мается болью зубною —
и на них не мигая, взирает холодный зрачок перископа.
Отсиделись в воде?
выбирайтесь на сушу, морская пехота!
Осуши себя залпом развернутой вмиг трехлинейки,
грохотавшей в фортах еще допотопного Порт-Артура!
Я родился всерьез.
Я рубашку оставил на камне.
На пустом берегу восходящее солнце ослепло от соли.
Одинокий рыбак потрошит лягушачью утробу морского дракона
и бросает на дно плоскодонки
пудовую печень!

2

...И столетняя морось проносится мимо, вдали затихая,
а в брезентовых снах пробивается чуть хрипловатая сочная зелень.
Там металл плодоносит.
                             И картавая память сухая затаилась в стволах и глазеет на мир изумленно.

Что расскажет мне мать после суточной смены бессонной? —
ребятню накормить,
                         да тихонько вздремнуть у задымленной печки...
Там посажен росточек.
                         А может быть,
                                               просто посажен
мотылек на краю океана,
                              чтобы грезить над чистописаньем...

Фитилек прикрутить...
За стеклом, очумевшим от гари,
вертолетные тени слетались на запах свернувшейся нефти,
на китовой спине догнивали постройки нетронутой верфи,
и барахтались в сонной воде маслянистые чайки,
                                                                         а слева по борту —
чуть живая подводная лодка,
                                                зажмурившись,
                                                                          терлась о камни.

Солоным-солона золотистая лимфа густого Японского моря...

+ + +
Душа живая приютилась кое-как —
и дерево певуче заскрипело.
И, бренное, захолонуло тело.
И воды схлынули. И осветился мрак.

Тяжелые, как ледяные глыбы,
всплывали звезды из глубин, и рыбы
подрагивали теплою листвой,
и, как зверушки – зорки и пугливы, —
свистящим травам впутывались в гривы.
А я лежал и плакал – сам не свой.


Юрий    КАШУК

Март
Ты мне спой о зеленой воде...
Двенадцать ласточек
Всегда и сегодня
Лодки
Медленная музыка


Март

Бульдозер растаскал
вокруг ландшафтом лунным
осколки бурых скал,
что были мысом Бурным.
Зима моей земли,
Без снега и без ливня,
как ревность без любви,
бесплодна и надрывна.
Среди жилых громад,
в крупнопанельных стенах
перемерзает март
в ветрах осатанелых.
Лежит еще в земле
безлюбо, охладело
покорное зиме
весны литое тело.
Но в пригородный лес
заглядывает трезво
зрачок сухих небес
весеннего разреза,

и так озноб берет
багульник, море, птицу,
что лопается лед
и рыба нерестится.

+ + +
Ты мне спой о зеленой воде:
она теплая, и водомерки
на своих невесомых ногах
пробегают по ней второпях.
Ты мне спой о зеленой воде:
перед нею в душе моей меркнут
неподступных светил хоровод
и вселенская мгла океана...
Эта песня, как старая рана,
мне уснуть не дает.
Ты мне спой на такие слова,
чтобы время мое покачнулось
на своих невесомых ногах,
пробежало – и второпях
все, что было со мною сперва,
все забытое мною,- очнулось,
и былая живая вода,
что давно утекла безвозвратно,-
вся по капле вернулась обратно
навсегда.


Двенадцать ласточек

Все небо в самолетовых следах.
Текут по струнке электронов реки.
Двенадцать ласточек
сидят на проводах,
как в оны веки.

И деревянный дом, где ты жила,
живым теплом на слово отзовется.
И ласточка,
что в нем гнездо вила,
взовьется

над высохшими стеблями плюща,
и над любовью, что была незряча.
И ты замрешь
у моего плеча,
не плача.

И обнажится прежнее родство:
двенадцать ласточек и небо голубое...
Лишь нет плюща,
нет дома твоего
и нас с тобою.


Всегда и сегодня

Живу, головою рискую,
себя поверяю на свет.
Рисую, рисую, рисую
чему и названия нет.

Все ново под старой Селеной
сейчас и во веки веков.
Минуту назад во Вселенной
быть не было наших стихов,

а с этого самого мига
неполно без них бытие.
Идет сотворение мира,
меняется наше жилье.

Я этого мира соавтор;
такая настала пора:
меняется дальнее завтра
и давнее наше вчера,

меняются милые лица,
крошится глухая стена.
А счастье еще состоится –
для всех
и во все времена.


Лодки

Пустые лодки облаков
неторопливо уплывают.
Потом потянется в ночное
табун созвездий и планет.

Пока туманным молоком
нас небо кормит в колыбели –
ростки неведомые всходят,
которым и названья нет.

Еще придумаем слова
и прошлые переиначим,
еще всеведущими станем,
поймем себя, поймем покой –

а неразумная трава
сплавляет солнце
с тьмой подземной,
и облаков пустые лодки
плывут
неведомой рекой.

Медленная музыка

Эта медленная музыка –
люди,
улицы, дома
и песчаная тесьма
побережья,
бухты, пляжи,
люди, улицы и даже
павильончик под горой,
а над ним киногерой
на афише...
Море дышит,
и вечерний город слышит
эту медленную музыку
зажигающихся окон.
Жизни смысл?
Да здесь он, вот он –
люди, улицы, дома,
воскресенье, полусумрак,
сопки, море, кутерьма -
незаконченный рисунок
полудетского письма.
Эта медленная музыка,
опыт сердца и ума.
_______________________
http://yuri-kashuk.narod.ru/


Александр    КУЛИКОВ

Письмо Владимиру Тыцких
Я щенок веселый, глупый...
Три дня ремонта
Подробности


Письмо Владимиру Тыцких

А в городе умели зимовать.
Готовили и катанки, и санки.
До лета прекращали перебранки.
Топили печи. И смеркалось в пять.

Лопатою сгребали снег с крыльца,
дорогу пробивали до калитки.
Под Новый год писали всем открытки
и сами получали без конца.

А вечером, когда ложилась тьма
на снежные волнистые барханы,
светились черно-белые экраны
и раскрывались пухлые тома.

Еще в лото играли, в дурачка,
любили чай в сопровожденье пышек,
и в тишине под щелканье дровишек
любили слушать пение сверчка.

А как болели! Изгоняя жар
сухой малиной и гречишным медом.
Качались: дом напротив – пароходом,
и солнце и небе – как воздушный шар.

И вдруг случайно замечали мы,
что там, где тени на снегу чернели,
теперь, как будто ворох канители,
шуршат ручьи, а значит, нет зимы,

что две сороки дружно гомонят
и ссорятся на ветке из-за ветки,
что от души ругаются соседки
и дворник, щурясь, курит самосад.

+ + +
Я щенок веселый, глупый,
у меня короткий хвост,
миску утреннего супа
чует мой холодный нос.
Я мальчишка, злой, вихрастый,
чья немытая рука
с неожиданною лаской
гладит этого щенка.

Три дня ремонта
                                Ю. Рудису

           
Вода нужна в жаркий день особо.
            З. Блай. Памяти Пабло Неруды

В квартале воду отключили на три дня.
Вот сухо дверь замком английским щелкнет.
И по привычке в ванную войдя.
потру в смятении рукой немытой щеку.

В моей квартире звук один пропал —
вода не льется – звук струи не вьется,
так сухо в горле, словно там тропа,
с которой не свернуть, а сверху – солнце.

Стакан воды. Томления надрез
в коре вечерней черно-белой скуки.
За занавеской тлеет черный лес.
Два дня как нет воды. Вторые сутки.

Меняют по кускам водопровод.
О, тихое гнездо теплоцентрали,
сплетенное из труб. Который год
ржа вырубает профиль свой в металле.

И вот три дня. Ломается асфальт,
стучит отбойник, экскаватор рыжий
пласты земли кидает, как слова,
сквозь стиснутые зубы на булыжник.

Безжизненные плети рваных труб,
остатки пара в виде мокрой глины.
Полуистлевший акведука труп.
О, путь воды, запутанный и длинный.

Вода по трубам, по квартирам – жизнь, —
все вытекает поздно или рано.
И смотрит город удивленно вниз,
как раненный в живот глядит на рану.

Подробности

Мир удивлению подобен,
когда отчетливо подробен,
когда в нем важен каждый шаг:
вот друг, вот враг, а вот овраг,
а вот и дом добротной кладки;
стена, окно, буфет со сладким.
И нам с тобою не дано
одним лишь блюдечком варенья
к среде приблизить воскресенье,
как часто делают в кино.
Кому-то, стало быть, удобно
подробности похоронить.
Давайте будем жить подробно
для тех, кто будет после жить.


Александр    ЛОБЫЧЕВ

И мне бессмертный образ дан...


+ + +
И мне бессмертный образ дан
в краю, где звон на перекатах,
где над хребтом Хамар-Дабан
тускнела полынья заката.

Тревожа воды и зверье,
звезда всходила в шуме ветра,
высокогорный свет ее
блистал в зеленой шкуре кедра.

И я, стоявший на крыльце
во мгле и блеске мирозданья,
почуял холод на лице,
но не нашел ему названья.


Федор    МАКАРОВ


Стремление к высоким слоям атмосферы
Океан похож на огромную тарелку...


Стремление к высоким слоям атмосферы

Когда – не помню – над моею головою
ветр пролетел, чье шумное дыханье
качнуло ветви над моею головою,
взъерошило листву, на миг затихло.

Но новой силы полное дыханье
по небу разметало облак белых
ленивое беззвучное скольженье
и в клочья разметало облак белых
непостоянные изображенья.

Все это было вдалеке, не рядом.
Я этому сторонний наблюдатель.
Я видел с тихого безветренного места
как бушевало над моею головою
вот это неуемное дыханье.

Оно меня никак не задевало,
вверху витая.

Я был внизу. Мне страшно стало
так простоять, а ветер стихнет.
Останется неслыханное пусто,
все облака дождем стекут, исчезнут,
и небо блеклое, и солнце, догорая,
падет за горизонт, как будто канет.

Я взял такси. Дверь с шашечками хлопнув,
сказал таксисту: Так и так, мол, парень,
гони в аэропорт. – Еще успею.
Таксист кивнул, – кивнул и жал железку,
и счетчик пальцы запустил в карманы.

Куда спешить. — Сказал таксист и сонно
смотрел перед собой и видел скорость.
Я отвечал: Боюсь, что ветер стихнет.
Лениво улыбнулись и умолкли.

Нам было слышно как легко шуршали
на поворотах шины. И не слышно
шли люди, говорили меж собою

в то время как вверху все бушевало,
и мощные, темнеющие снизу,
клубились облака, вершины белые...

+ + +
Океан похож на огромную тарелку
покрытую синей крышкой неба.

Голые деревья
среди каменных зданий.
Троллейбус № 1.

На мокром асфальте твое отраженье
повторенное в моем сознании.

Неподвижный ветер
пенит неподвижные волны.
Фосфорные огоньки за бортом.

Твое лицо
увядшее при расставании
соединяет все эпохи
в один миг...
Мы повторяем прожитое нами.

Пространство поглощает
гул Главного двигателя
делая его несуществующим.

Я обниму тебя при встрече.
потому что
через несколько веков
кто-то обнимет другую.

Нас не будет.
Голубое небо в котором трепещет жаворонок.


Раиса    МОРОЗ

Надо, чтобы...
Диалог
Роман


Надо, чтобы...

Слева
тень состава, шумя, набегает на травы,
ветер треплет кроны деревьев и лижет рельсы;
солнца багровый диск медленно плавится справа
и растворяется в серой воде залива.

Если
добавить к этому серую ленту песка,
веток, обглоданных морем, желтые кости,
торчащие, словно хищные зубы, обломки скал
и нестерпимое предощущение счастья и злости,

надо,
чтоб ровной двойной цепочкой следы,
переплетаясь, бежали вдоль зубчатой кромки прибоя,
чтоб, на песок набежав, языки воды
тронули надпись, что мы начертили с тобою;

надо
добавить ворохи листьев в прибрежном лесу,
кленов багряных медленный шорох и звон,
дятла невидимого размеренный дробный стук,
крики гортанные, грузность окрестных ворон,

чтобы
помнить всегда памятью каждой клетки
живую податливость жухлой травы и листьев опавших,
жесткость скамьи выцветшей пляжной беседки,
счастье предощущений,
счастьем не ставших.

Диалог

– Вставай, пойдем смотреть зарю —
на бухту, полную огня.
            – Пусти, тебе я говорю,
            я спать хочу. Не тронь меня.

– Гляди, как обнажает свет
траву, деревья, лепестки!
            – А мне еще варить обед,
            кормить детей, чинить носки.

– Гляди, немыслимый закат
такие краски в воду льет!
            – Осталось мне прополоскать
            и вывесить твое белье.

– Гляди-ка, ночь... Идем-ка спать.
Я засыпаю на ходу...
            А в окна бабочки летят...
            И тишина стоит в саду.

Роман

Хотела написать роман двухтомный.
Не получилось. А сюжет был прост.
Жил на вокзале в Энске пес бездомный,
какой-то там Полкан или Барбос.

Он воровал и клянчил пропитанье,
он отбивался от троих один.
Но, проезжая этими местами,
какой-то сердобольный гражданин

его увез с собой. Кормил дорогой,
ласкал, а иногда и "фу" кричал,
хоть пес по-русски понимал – "не трогай"...

Вот станция конечная. Причал.

Вот дом, семья и дети. Чин по чину.
Вот конура. И цепь, как повелось...
А пес подох... Я не пойму причины —
ведь псу неплохо вроде бы жилось.

Он никогда хозяина не ведал,
жил впроголодь и уставал от блох,
а тут служил и каждый день обедал.
И вот, гляди, не выдержал, подох.


Провинция

В провинциальном захолустье,
Где мы безвылазно живем,
Картина августовской грусти
В оконный вставлена проем.
Грусть запустенья, грусть разлуки
В уныло сеющем дожде,
В небес тяжелых низком звуке
И в листьях желтых на воде...
Вот школа. Со времен застоя
Кошмар ее облезлых стен
Как доказательство простое
К нам не дошедших перемен.
И так повсюду: в магазине,
В аптеке... Господи прости!
Элементарных, из резины
Изделий не приобрести!
Чего не хватишься, – нехваток,
Один минтай лежит горой.
Но дым Отечества нам сладок,
Хоть пахнет серой и бурой.
Бывали здесь Хрущев и Брежнев,
Здесь в зоне умер Мандельштам...
Идешь пешком по побережью,
А мыслями витаешь там, в былом,
Где прежние названья —
Сучан, Светланская, Суйфун,
Где за кормою "Ретвизана"
Тянулся пенистый бурун.
Над морем влажная дремота,
Под каблуками хруст песка...
Отсюда Чехов кашалота
Смотрел, о чем гласит доска.
Отсюда... Многое отсюда
Ушло, уплыло, утекло.
И я смотрю на это чудо
Сквозь запотевшее стекло:
На серый лоскуток залива,
На теплотрассы короба,
И повторяю:
– Я счастливый.
И добавляю:
– Не судьба...

+ + +
Девятое марта, затмение,
Жемчужно-серебряный свет,
Так тихо, что ни дуновения,
Так страшно, что голоса нет.
За черным стеклом угасает,
Сужается солнечный диск.
Заглохшую "Волгу" пинает
С досадой сердитый таксист.
Попрятались кошки и птицы,
За сердце схватился алкаш,
И с проводом самоубийца
Отправился в старый гараж.
Пропащую душу приветят,
А нашим еще суждены
В мучительном, пепельном свете
Запойные, черные дни.

+ + +
Увядшая роза в петлице,
Туманный, холодный рассвет...
Увы, господа, веселиться
Малейшего повода нет.
Жизнь тянется, теплится, длится,
Уж начали зайцы линять...
Наверное, надо жениться,
А может быть, яду принять.
Постылые, постные лица,
Тягучий, пустой разговор...
Во сне революция снится
И прочий писательский вздор.
То зной, то поземка дымится,
И смертная мгла впереди,
И красная роза в петлице
Не роза, а дырка в груди.


Юрий    РУДИС

Приготовления к разлуке...
Ну, жизнь пошла – хоть волком вой...
Вставай, любимая. Рассвет...
А трамайчик леденящий...
В жизнь чужую...
Пыль на кустах заиндевелая...
У стен городов обреченных...
Отсутствие любви генетет...
Она любила долго ждать...
...но те, кто от любви не умер...


+ + +
Приготовления к разлуке.
Отходят друг от друга руки.
Она уходит. Дождик льет.
А он, отчаянно бесправный,
вдруг понимает, как бесславно,
как безнадежно...
Дождь идет.
И, балансируя минутой,
с зажатой в кулаке монетой,
он в телефонной будке мутной
не дожидается ответа.
И, замелькав на перекрестках
в зубах зажатой папироской,
летит, не чуя головы,
а голова пуста, как бубен,
тоска обметывает губы,
и пьяные кричат: "Увы!"

И дальше все закономерно.
К соседям стук попеременный:
– Нет...
– Утром видела...
– Кого?
– Не оставляла...
– Не звонила...

Внутри него собака выла,
а он держался ничего.

Прощайте, милые соседи,
я с вами полюбил беседы,
не расставаться с вами рад.
Торопит рок. Я буду краток.
Пора, пора – подходит катер.
Подходит катер, мне пора.

+ + +
Ну, жизнь пошла – хоть волком вой.
Люблю одну, а сплю с другой.

Предательство всегда без смысла.
Воспоминаний ветер злой.
Бессильно лампочка повисла
над окаянной головой.

"Она идет, она спешит.
Спокойна, стискивает руки.
А за спиной ее летит
полупрозрачный без разлуки..."

А утром грянет надо мной
лица внезапная похожесть,
и я пойму: она быть может,
и обернулась слепотой.

+ + +
Вставай, любимая. Рассвет
уже поставил точку.
И по бензиновой росе
Трамваи катят бочку.
Вставай, любимая, пора.
Весь век к восьми. И ладно,
Люблю я этот полумрак
На лестнице прохладной.
Люблю, прощаясь у крыльца,
Следить, как неизбежно
Уходит с твоего лица
Остаточная нежность.
С восходом солнца гасят свет
В домах родного края,
Когда еще прохожих нет.
Прощай же, дорогая.
Ведь ничего я не найду
Дороже утром ранним
Свободы этой, на лету
Оборванных, свиданий.
Ни отдыха, ни долгих лет.
Трамвай летящий с лязгом,
Полулюбви короткий свет,
Да рельсов свистопляска.

+ + +
                            В. В.Конецкому.
А трамвайчик леденящий
Изнутри светился.
В пустоте один ледащий
Пьяный шевелился.
Он сошел на Авангарде
И по Экипажной,
Где чугунная ограда,
Дом пятиэтажный,
Двинулся. На виадуке
Заплетались ноги,
Но уже видна излука
Золотого Рога,
Кораблей железный хутор.
Как с громадных яблонь,
Все огни, огни по бухте,
Свечи, канделябры.
И с водою черной вровень,
Там, под виадуком,
Тепловозом маневровым
Дальзовод аукнул.
Ах, аукай, не аукай,
А в ночную смену
Тяжелей вдвойне разлука
И втройне измена,
Но рассвет свежее даже
Афродиты в пене.
В чем клянусь трехлетним стажем,
Вставши на колени.
Это дело отгорело,
Я теперь свободен
На красивом белом
Белом белом пароходе.
По четыре через восемь
Контрапункт возврата.
Хочешь вахтенного спросим —
где мы будем завтра?
Под натянутым канатом
Видишь порт приписки?
Катер рейсовый когда-то
Швартовался к пирсу.
С Чуркина ходил он, ныне
Не найти такого.
Все мы тут под цвет полыни —
призраки былого,
Обрастаем плотью наспех,
Ушки на макушке,
На путях гниют запасных
Черные теплушки.
Обрасту и я под утро
Ледяною коркой,
Месяц свесится в каюту,
Вспенит переборку.
Но не скоро ночь шальная
Добредет до точки.
Эх, Япония родная,
Буераки, кочки.

+ + +
В жизнь чужую, под осень, при ясной луне,
Самозванец въезжает на белом коне,
Словно в город чужой, как по нотам,
Между пьянкой и переворотом,
Он свободен, спокоен - практически мертв,
И отпет, и последней гордынею горд,
Отражен в придорожном кювете,
И уже ни за что не в ответе.
И дрожит на ветру, как осиновый лист,
На себя не похож, и от прошлого чист.
Лишь кресты — пораженья трофеи —
На груди и веревка на шее,
Клочья черного знамени над головой.
И чужой стороне он, как водится, свой.
Он один здесь спокоен и ясен,
И на всякое дело согласен.
Он и швец, он и жнец, и последний подлец,
И на дудке игрец, и кругом молодец,
Не жилец, по народным приметам,
Но пока что не знает об этом.

+ + +
Пыль на кустах заиндевелая,
да неба серого лоскут.
Куда ты скачешь, лошадь белая?
Нас в этом городе не ждут.
В нем люди с праздничными лицами
не привечают чужаков
и убивают, как в милиции
не оставляя синяков.

+ + +
У стен городов обреченных
движеньем космических тел,
играл он за белых и черных,
покуда с доски не слетел.
Но в поле, где пешку с размаху
поганой метлою смели,
на лишнюю порцию праха
уже не хватило земли.
Как сладко, ни нашим, ни вашим,
в чужой растворившись толпе,
очнуться, без вести пропавшим,
на узкой лежанке купе.
Покуда границы открыты
и хлеб за рубли продадут,
и в тамбуре стекла разбиты,
и медленно письма идут.
И перемотав киноленту,
обратно кино раскрутить.
До самого спать до Дербента
и водки в Ростове купить.
И ближе к Москве похмелиться.
И выйдя навстречу зиме,
на теплую печь завалиться,
не в Вологде, так в Костроме.
С грехом пополам в этом мире
привыкнув к тому что живой,
однажды е-2, е-4,
опять услыхать над собой

+ + +
Отсутствие любви гнетет
И все труднее жизнь такую
Оправдывать и жизнь другую
Реконструировать за счет
Других страстей. Вновь Третий Рим
И грязь, и в очереди давка.
Чего мы только не творим
По обе стороны прилавка.
Чего мы только не поем
Под смрадной шкурою овечьей,
Кого мы только не убьем,
Вернувшись в облик человечий.
Ведь самый крепкий в мире сон
Еще не всех чудовищ создал
И в самый синий небосклон
Взлетает весело и грозно
Наш самый легкий в мире прах,
Птиц заблудившихся сметая.
И нас объединяет страх
Пред тем, кто раньше сбился в стаю.
И будят крики — Шире шаг.
В нас лучшие воспоминанья.
И оскорбленная душа
В любви не ищет оправданья.

+ + +
Она любила долго ждать,
А дальше — как придется,
Не есть, так пить, не пить, так спать.
Занятие найдется.
Надежда светит круглый год,
Но мы уже не дети.
Не жди его, он сам придет,
Как счастье в оперетте.
Они прошли по одному,
Их фотографий кипа
Лежать осталась в терему
Гостиничного типа.
И снова кто-то в дверь стучит,
Жизнь, что ни день, то проще.
О неработающий лифт.
О спящая вахтерша.

+ + +
... но те, кто от любви не умер,
когда была им смерть легка —
на среднем градусе безумья,
заходятся с полупинка.
Но вспоминают не желанье —
оно еще находит след,
а только рук своих дрожанье,
оцепеневший свой скелет
перед какою-нибудь Дашей,
давным-давно уже не нашей,
забытой вдоль и поперек,
дешевой правды воздух едкий
и двухкопеечной монетки
потусторонний холодок,
переходящий в ужас плавно,
когда доходит — как бесславно,
как безнадежно... Твою мать,
не ставь на цифру и цитату,
когда тебе по циферблату
в другую сторону бежать,
грести, старательно и тупо,
не поднимая головы.
Свинец обметывает губы
от бесконечного Увы.
Все судорогой сведено
под сморщенной горячей кожей,
и только дерево одно
еще на женщину похоже.
Она идет, она спешит,
спокойна, стискивает руки,
и за спиной ее летит
полупрозрачный бес разлуки,
и дождик льет такой воды,
что холоднее не бывает,
как будто не ее следы,
а самого тебя смывает.
Чужие люди, как стена.
Все улицы выходят к морю.
Прости, родимая страна,
но этим не поможешь горю —
недолог век людской печали.
И меж собою не равны
другая сторона медали
с обратной стороной луны.



















Сайт управляется системой uCoz